ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич
(18.02.1924, Смоленск -21.03.1979, Москва)
   философ и публицист. Участник Великой Отечественной войны. По окончании философского ф-та и аспирантуры Московского ун-та с 1953 г. работал в Ин-те философии Академии наук СССР. С выходом в свет кн. И. "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса" (1960) связано оживление интереса советских философов к проблеме создания теории материалистической диалектики как логики. Она способствовала выдвижению совр. марксистской философской мысли на более высокий теоретический уровень, когда главной задачей стало создание концептуальной системы логико-диалектических категорий. Взаимодействие абстрактного и конкретного, по И., и есть осн. закон теоретического отражения действительности в человеческом сознании. У И. эти понятия выражают всеобщие формы развития природы, об-ва и мышления, а потому они суть универсальные категории диалектики. В них запечатлена не специфика мышления по сравнению с действительностью и не специфика действительности по отношению к мышлению, а момент единства (тождества) в движении этих противоположностей. Конкретное он определяет, следуя диалектической традиции, как единство в многообразии вообще, - в противовес обыденному (и метафизическому) представлению, рассматривающему его лишь как чувственно воспринимаемую вещь, как наглядно представляемое событие, зрительный образ и т. п. Абстрактное, согласно И., не просто "объект мысли" или умозрительное понятие, а один из моментов процесса познания, проявляющийся в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств, связей изучаемого предмета и выделении осн., общих его свойств, связей и отношений. В диалектике "абстрактное" нередко имеет смысл одностороннего, бедного, неразвитого, вырванного из конкретной взаимосвязи и противопоставленного последней. Абстрактное выступает здесь как момент, сторона, фрагмент конкретного. Переход абстрактного к конкретному, восхождение от первого ко второму - типичный случай диалектического единства и взаимоперехода противоположностей. Все др. логические категории (анализ, синтез, индукция, дедукция, определение, обобщение, классификация, умозаключение и т. п.), считает И., выступают в качестве условий осуществления этого перехода. Способ восхождения от абстрактного к конкретному он рассматривал как универсальный метод научного мышления, как всеобщую форму (способ) развития понятий, а не как лишь специфический прием, используемый Марксом при разработке теории прибавочной стоимости. В работах И. анализируется также сущность таких категорий, как логическое и историческое, их диалектическое развитие и тождество; в историческом он видит основу, первообраз логического и считает, что логическое воспроизведение действительности способом восхождения от абстрактного к конкретному отражает реальную историческую последовательность всех фаз, к-рые проходит изучаемая действительность - рождение, становление, расцвет и умирание конкретного объекта. Логическое есть выраженное в понятиях историческое, их нельзя отделить друг от друга. Без уяснения их диалектической взаимосвязи нельзя верно понять (а следовательно, и применять) способ восхождения от абстрактного к конкретному. Предметом логики И. считал не специфические формы выражения процесса мышления в языке, а формы и закономерности самого мышления."…Мышление имеет своим предметом не знаки и их сочетания, а объективную реальность, и логика мышления диктуется поэтому не логикой знакового выражения, а логикой развития действительности, которая и составляет высший закон для мышления, которому, хотят они того или не хотят, вынуждены подчиняться и "знаки", и их "сочетания", их "конъюнкции" (Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С. 312). Под этим углом зрения И. критиковал неопозитивистские толкования проблемы противоречия в логике, считая, что "противоречие" как категория логики не что иное, как отраженное мышлением объективное противоречие, схваченное сознанием в живой реальности. Под этим же углом зрения (диалектики идеального и материального) И. рассматривал и др. философские категории (всеобщее, общее и особенное, субстанцию и др.), выступая против сведения философского знания как сложного феномена к более простому, каковым считал знание, получаемое в рамках частных наук. Рассматривая историю философии как действительную школу мысли, И. подчеркивал необходимость обращаться к классическому наследию при осмыслении проблем современности и сам давал пример такого обращения в своих работах о Спинозе, Фихте, Гегеле, Марксе, Ленине. Исследования И. углубили материалистическое понимание мышления как предмета логики, а также сущности идеала и диалектики идеального. Идеал, по И., не только нравственная установка, мыслимая в категориях конечных формообразований, но и полнота сущности в ее неизбежно вечном становлении, и "контуры идеала как образа необходимо наступающего будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих наличное состояние" (Там же. С. 210). Что же касается категории "идеальное", то этот субъективный образ объективной реальности есть, согласно И., не индивидуально-психологический и тем более не физиологический феномен, а общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного! сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. И. критиковал тех, кто сводил идеальное к состоянию той материи, к-рая "находится под черепной коробкой индивида", считая, что "оно есть особая функция человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием" (Там же. С. 215). Исследуя теоретические и методологические проблемы формирования высших психических способностей человека, И. опирался также на практические достижения отечественных дефектологов И. А. Соколянского (1889–1961) и А. И. Мещерякова (1923–1974) и стал прямым продолжателем работ последнего со слепоглухонемыми дав философское обоснование медико-педагогической системе формирования полноценного сознания личности детей, лишенных зрения и слуха. Философские поиски и разработки сомкнулись в его творчестве с практически-педагогическими. "Философия, - отмечал он, - в союзе с психологией, основанной на эксперименте, доказала бесспорно, что "ум" - это не "естественный дар", а результат социально-исторического развития человека, общественно-исторический дар, дар общества индивиду" (Там же. С. 43). Труды И. вызвали интерес не только у нас в стране, но и за рубежом. Они переведены на мн. языки и изданы в целом ряде стран.
   С о ч.: Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале"! Маркса. М., 1960; Идеальное // Философская энциклопедия: В{ 5 т. М., 1962. Т. 2. С. 219–227; Об идолах и идеалах. М., 196" Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 198Ц1 Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М., 1974;! 2-е изд. М., 1984; Учитесь мыслить смолоду. М., 1977; Филоссфия и культура. М, 1991.
   Л и т.: Э. В. Ильенков. Материалы "круглого стола" // Библиотекарь. 1980. № 8. С. 36–42; Голованов Л. В. Высокое напряжение "философского нерва". Несколько штрихов к портрету Э.В. Ильенкова // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. XVII. Между историей и современностью. М., 1995. С. 144–156; Э. В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999.
   Л. В. Голованов

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич" в других словарях:

  • Ильенков, Эвальд Васильевич — Эвальд Васильевич Ильенков Э. В. Ильенков Дата рождения: 18 февраля 1924 …   Википедия

  • ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич — (1924 79) российский философ и публицист. В отталкивании от официальной идеологии попытался вернуться к подлинному Марксу (Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса , 1956, опубликовано 1960) и в сер. 1950 х гг. стал центром кружка… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ильенков Эвальд Васильевич — (18.02.1924, Смоленск 21.03.1979) отечественный психолог. После окончания московской школы в 1941 г. поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт …   Психологический словарь

  • ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич — (1924 1979) специалист по диалектике, т.н. диалектической логике и «материалистической теории идеального». Типичный представитель философии марксизма ленинизма. С 1941 студент Московского ин та философии, литературы и искусств. Участник Великой… …   Философская энциклопедия

  • Ильенков Эвальд Васильевич — (18.02.1924, Смоленск 21.03.1979) отечественный психолог. Биография. После окончания московской школы в 1941 г. поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 1946 1953 гг. учился… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ильенков Эвальд Васильевич — (1924 1979), философ и публицист. В противовес официальной советской идеологии попытался вернуться к «подлинному» К. Марксу («Диалектика абстрактного и конкретного в “Капитале” Маркса», 1956, опубликована в 1960) и в середине 1950 х гг. стал в… …   Энциклопедический словарь

  • Ильенков, Эвальд Васильевич — (18.02.1924 21.03.1979) спец. по теории диалектики, истории филос., методол. полит. экономии, психол., педагогике, эстетике. Род. в Смоленске. С 1941 студент МИФЛИ. Участник Великой Отеч. войны. Затем студент филос. ф та МГУ. После окончания ф та …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ильенков Эвальд Васильевич — Эвальд Васильевич Ильенков Э. В. Ильенков Дата и место рождения: 18 февраля, 1924 (Смоленск, РСФСР, СССР) Дата и место смерти …   Википедия

  • ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич — (18. 02. 1924, Смоленск 21. 03. 1979, Москва) философ и публицист. Участник Великой Отечественной войны. По окончании философского ф та и аспирантуры Московского государственного ун та с 1953 г. работал в Ин те философии Академии наук СССР. С… …   Русская философия: словарь

  • Ильенков, Эвальд Васильевич — (1924 1979)     философ и психолог, д р философских наук (1968). С 1953 научный сотрудник Института философии АН СССР. В центре творчества И. проблема универсальности человека как субъекта продуктивной деятельности, способного не только к… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»